Обсуждение проектов ФГОС (март-апрель 2014 года)

 

Время Вопрос Овет
28.03.2014 6:37:44 Планируется ли разработка федерального государственного образовательного станадарта для обучающихся по программам основного общего образования. В представленных на сайте проектах такого стандарта нет. Является ли правомерной рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии подростку 12-15 лет обучаться по адаптированным образовательным программам основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития? В соответствии с техническим заданием разрабатываются только  стандарты начального общего образования для обучающихся с ЗПР.
26.03.2014 20:26:12 Уважаемые коллеги! При разработке ФГОС начального общего образования для обучающихся, получающих цензовое образование, обратите внимание на ПРИКАЗ от 18 декабря 2012 г. N 1060О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373
Данным приказом предметная область «Основы духовно-нравственной культурынародов России» заменена на «Основы религиозных культур и светской этики».В данном случае будет обеспечена преемственность стандартов.
При дальнейшей переработке стандартов и разработке основной образовательной программы будут учтены требования приказа относительно названий предметной области и  учебного предмета.
26.03.2014 20:31:23 Уважаемые коллеги!
Также, на наш взгляд, необходимо в предлагаемые Вами проекты внести изменения относительно структуры основной образовательной программы, а именно, четко выделить целевой, содержательный и организационный разделы основной образовательной программы во избежание противоречий с ФГОС (начальная школа — приказ 373 в редакции приказа 2357, основная школа — приказ — 1897).
Спасибо за рекомендации, мы обязательно учтем их при дальнейшей переработке стандартов
02.04.2014 14:03:29 Почему образовательные стандарты для детей с ОВЗ называются ФГОС, а не СФГОС (как раньше)?
Почему для детей с гиперкинетическим синдромом (с СДВГ) нет отдельного стандарта (как для детей с тяжелыми нарушениями поведения)?
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается только разработка федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня образования.Разработка Фгос для обучающихся с СДВГ не предусмотрена техническим заданием.
04.04.2014 11:33:25 Добрый день! В информационном письме, разосланном в регионы, было указано, что на данном сайте будет доступен проект примерной адаптированной образовательной программы. Не находим данного документа, а он необходим для дальнейшей работы. В соответствии с техническим заданием размещение на портале образовательных программ будет осуществлено в мае 2014 г.
08.04.2014 13:44:57 Уважаемые разработчики, спасибо за организованное начало работы с участниками проекта. Сайт достаточно информативный, позволяет познакомиться с проектами документов, выполняет функцию научно-методического сопровождения участников. Очень важна рубрика «Вопросы и ответы».
Позвольте, пользуясь этой возможностью, задать вопрос: на сайте не обнаружили Проекта примерной адаптированной образовательной программы ФГОС и методических рекомендаций к осуществлению апробации ФГОС.
Спасибо.
В соответствии с техническим заданием размещение на портале образовательных программ будет осуществлено в мае 2014 г.
08.04.2014 13:44:57 Добрый день!
Имеются ли методические рекомендации к осуществлению апробации ФГОС?В информационном письме, направленном в Ульяновскую область, о процедуре апробации ФГОС для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, упоминается о размещении данного документа на Вашем сайте. Просим указать ссылку или выслать документ на эл.почту koush6-1vid@mail.ru (областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VI вида «Улыбка», город Ульяновск)
Все документы Вы можете найти по ссылке: www.fgos-ovz.herzen.spb.ru
09.04.2014 8:34:02 Добрый день, коллеги! Уточните, пожалуйста, отчеты загружаем один раз «До 23 мая» (выдержка из дорожной карты 🙂 ) или необходимо отправлять отчеты по каждому из пяти пунктов в сроки, обозначенные в дорожной карте? Если вариант ответа «по каждому пункту в сроки, обозначенные дорожной картой», тогда просьба скорректировать сроки загрузки отчетов по п. 1. Спасибо. Координатор апробации в Хабаровском крае Кузнецова Жанна Борисовна Сроки отчетов указаны в графике апробации, размещенном на сайте, конечный срок предоставления отчетов – 23 мая.
10.04.2014 9:00:23 Здравствуйте, уважаемые разработчики ФГОС! У меня возникли следующие вопросы: 1. В Проекте ФГОС для детей с нарушением речи рассматриваются только 2 варианта обучения (А,В), а как же 3 вариант (С), который предусматривался ранее? 2. Как быть с содержанием образования: неужели образовательные организации вольны самостоятельно определять например, 40%, 60%, 80% инварианта? Не будет ли Вами разработана примерная основа по определению содержания образования? При системных нарушениях речи и легком недоразвитии интеллекта (программа С) ребенок обучается по стандарту для умственно отсталых,В пояснениях к учебному плану, который будет представлен в основной образовательной программе, закреплено соотношение между обязательной частью и частью, формируемой между участниками образовательного процесса в соотношении 80% к 20%. Примерная образовательная программ будет представленана портале в конце мая.
13.04.2014 17:14:45 Доброго времени суток! Что значит это слово «4. Стандартявляетсяосновойдля:»? Или тут 4 слова? Таких опечаток на каждой странице до 8 штук…. Приносим извинения за «склейки» слов в размещенных материалах. Вероятно, это возникло в следствии переформатирования текста или при пересылке с одного компьютера на другой. Впоследствии мы будем стараться внимательно перечитывать тексты стандартов для предотвращения появления подобных ошибок.
13.04.2014 16:53:52 Уважаемые коллеги, Вы уверены, что заполнив шаблоны отчетов можно реально дать оценку стандартов? К сожалению у меня достаточно много замечаний, которые никак не «вписываются» в шаблоны. Однако, для реального обсуждения стандартов, мне бы хотелось внести предложения поправок в текст.
С уважением, Елена Леонидовна
Апробация по предложенным схемам позволяет дать общую оценку стандартов. Что касается Ваших замечаний, мы их будем рады видеть. Тем более, что апробация предполагает именно обмен мнениями для дальнейшей доработки стандартов. Замечания и пожелания Вы можете прислать по адресу: approbation@list.ru
13.04.2014 17:04:06 Коллеги, в шаблоне требуется оценить:
1.4. Представленность требований к условиям реализации основных образовательных программ
1.5. Представленность требований к результатам освоения основных образовательных программ
В содержании ФГОС для детей с ЗПР дано:
РАЗДЕЛ2. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ….. 9
2.1. Программа коррекционной работы основной образовательной
программы для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант А)……………………………………………………………………………………………. 9
2.1.1.Основные положения программы коррекционной работы………. 9
2.2.2. Требования к результатам освоения программы
коррекционной работы…………………………………………………………………… 13
2.2.3. Требования к условиям реализации программы
коррекционной работы…………………………………………………………………… 21
2.2. Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант В)………………………………………………………………………….. 42
2.2.1. Общая характеристика адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования …….. 42
2.2.2. Требования к структуре адаптированной образовательной программы
начального общего образования …………………………………………………….. 45
2.2.3. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной
программы начального общего образования………………………………………… 58
2.2.4. Требования к условиям реализации адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования……………….. 66
Таким образом, в предложенных Вами стандартах есть «адаптированная основная программа», а требования к «основной программе» даны во ФГОС второго поколения….
Уважаемая Елена Леонидовна, не могли бы Вы четче сформулировать суть вопроса.
13.04.2014 19:30:44 Уважаемые авторы ФГОС для обучающихся с ЗПР, Вы читали, что написали? Откуда в этом документе взялось (цитирую, страница 26) «обобщения и распространения опыта использования
современных образовательных технологий обучения и воспитания
слабослышащих и позднооглохших детей»? Ну понятно, что списываете, но уж хоть переработайте текст!
Приносим извинения за техническую накладку, явившуюся результатом переноса части текста из «положений» общих для всех вариантов стандартов.
15.04.2014 4:01:32 Уважаемые коллеги! Возникают вопросы позаполнению схем отчетов.
1. Что предполагается оценивать на основе Схемы оценки структуры адаптированной ООП: имеющиеся в образовательных учреждениях программы или те ОП, которые учреждения проектируют на основе проекта ФГОС. Если те, что проектируются, то тогда оценка по схеме не может быть итоговой, поскольку на данный момент подготовлены только проекты. Либо оценка по этой схеме носит промежуточный характер?
2. На данный момент окончательную оценку условий реализации адаптированной ООП также давать невозможно, т.к. средства на приобретение оборудования еще не поступили. меняется штатное расписание и т.п.
3. Также возникают вопросы у экспериентальных площадок по схеме оценке структуры проекта ФГОС: мы его оцениваем с точки зрения полноты содержания? Опыт обсуждения проекта ФГОС с экспериментальными площадками показывает, что они дают информацию о том, что хотели бы видеть в стандарте, но чего нет. И практически не указывают критерии оценки, которые запрашиваются в колонке «Примечания».Хотелось бы получить пояснения к предложенным схемамС уважением Калашникова Светлана Анатольевна (Забайкальский край)
Апробация проектов стандартов имеет своей целью доработку всех материалов, подвергающихся анализу и оценке на основе полученных замечаний и пожеланий.В ходе апробации оцениваются стартовые условия экспериментальных площадок, их готовность к реализации стандартов на данный момент.Данная процедура поможет экспериментальной площадке оценить реальную необходимость в оборудовании и проч.
Одной из основных целей апробации и является получение пожеланий образовательных учреждений о том, что они хотят видеть в стандарте.
15.04.2014 6:14:31 Здравствуйте. К Вам обращается администрации коррекционной школы 5 вида №2, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край. Изучив предложенные стандарты для детей с ТНР:
1. Хотелось бы уточнить, какой учебный план упоминается в документе. До этого года мы ориентировались на Базисный учебный план для коррекционных учреждений от 2002 года. Но согласно ему, общее количество часов для начальной школы (1-4 классы) 3536, а в стандарте упоминается не менее 2904 и не более 3210.
2. Часы внеурочной деятельности (10 часов в неделю) проводятся во второй половине дня, когда работает воспитатель. Если эти часы ведут специалисты по определенным направлениям, то чем заняты в это время воспитатели?
Спасибо.
Учебный план рассчитывался, исходя из пятидневной рабочей недели при соблюдении всех требований САНПИНА к недельной нагрузке.
Если Вы имеете введу под «определенными направлениями работ» «Духовно-нравственное воспитание», «Формирование экологической культуры …» и «Внеурочная деятельность» то эти направления и реализуют воспитатели.
17.04.2014 9:53:28 Скажите пожалуйста, каким образом будет обеспечено обучение детей с ТМНР (вариант программы D) по предметам, например, «Общение», «Математические представления»? Каким УМК в этом случае должен будет пользоваться учитель? Или это будут самостоятельные изыскания и компиляции? Для этих детей необходимы индивидуальные программы, которые должны самостоятельно разрабатываться организацией на основе примерной.
18.04.2014 9:07:06 Добрый день! Разрешите уточнить по графику апробации. В графике указана дата 23 мая как итоговая апробация — в 2014 году разве не условия создаем и разрабатываем программы, чтобы запустить в сентябре 2014? Предполагаются ли методические рекомендации по введению ФГОС. И будут ли стандарты утверждены к сентябрю 2014 года?
Спасибо
По техническому заданию в сентябре-октябре предполагается доработка стандартов с учетом замечаний, сделанных в ходе апробации. Соответственно в сентябре 2014 года стандарты не будут утверждены.

 

21.04.2014 16:29:18 Для обсуждения представлен ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, но после детального изучения проекта возник вопрос: в какой форме будут оцениваться выпускники 9 и 11 классов образовательных организаций VIII вида (умственно отсталые) — экзамен, итоговая аттестация или другие варианты и по какой адаптивной программе часть С и часть D.
С уважением заместитель директора по УВР Воецкая Л.М. ОГКОУ СКОШ № 39 VIII вида г. Ульяновск 
 
 Ответ:

 
Проектом ФГОС итоговая аттестация для обучающихся с умственной отсталостью не предусматривается. Требования к процедуре итогового оценивания и его форме будут сформулированы в проекте адаптированной основной образовательной программе. В соответствии с Порядком выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России  от 14.10.2013 № 1145), выдаются свидетельства об обучении государственного образца.
23.04.2014 3:03:07 Какими документами, действующими в настоящее время, регламентируется деятельность классов для детей с ЗПР.

 Ответ:

Деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ЗПР, регламентируется Законом РФ «Об образовании в РФ» №273, приказом Минобранауки от 30.08.2013 №1015.
24.04.2014 6:03:11 Уважаемые коллеги! Вновь задаю вопрос, так как ответ был достаточно расплывчат. «Хотелось бы уточнить, какой учебный план упоминается в документе. До этого года мы ориентировались на Базисный учебный план для коррекционных учреждений от 2002 года. Но согласно ему, общее количество часов для начальной школы (1-4 классы) 3536, а в стандарте упоминается не менее 2904 и не более 3210.» Ваш ответ: «Учебный план рассчитывался, исходя из пятидневной рабочей недели при соблюдении всех требований САНПИНА к недельной нагрузке». Учитывая Ваш ответ, можно предположить, что будет новый Базисный план?

 Ответ:
 

Разработка Стандарта для обучающихся с ОВЗ, а также адаптированной основной образовательной программы предполагает и разработку учебного плана в соответствии с требованиями, заложенными в Стандарте.
23.04.2014 7:08:34 Требует ли проект по апробации ФГОС внедрение проектируемых экспериментальными площадками АОП с 1 сентября 2014 года в пилотном режиме?

 Ответ:
24.04.2014 16:00:11 будут ли разработаны полные УМК как в массовых школах: учебники, методические рекомендации по каждому предмету, рабочие тетради, рабочие программы с УУД с учетом пролонгированных сроков обучения

 Ответ:

 
 
В настоящее время разработка полных УМК не предусматривается.
24.04.2014 16:09:34 Почему в ФГОС для слабовидящих и слабослышащих нет варианта Д?

 Ответ:
 

Изначально вариант D для слабовидящих и слабослышащих обучающихся  не предусматривался Концепцией ФГОС. В том случае, если у обучающегося на фоне умеренной или тяжелой умственной отсталости наблюдается некоторое снижение остроты зрения или слуха, то его образование регламентируется Стандартом для умственно отсталых обучающихся (вариант D )
24.04.2014 16:13:33 Почему в ФГОС для слабовидящих и слабослышащих нет варианта Д?
24.04.2014 16:16:41 Указанные требования к образовательным областям в варианте Д — это минимум или максимум? Хотелось бы, чтобы в документе было четко оговорено, что инд. программа будет разрабатываться с учетом психофизичексих возможностей конкретного ребенка.

 Ответ:
 

В Стандарте для умственно отсталых обучающихся (вариант D) указано, что «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших адаптированнуюобразовательную программу для детей с умственной отсталостью (вариант D) соразмерно индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям, отраженным в индивидуальной специальной образовательной программе». Таким образом, на основе примерной адаптированной образовательной программы образовательная организация самостоятельно разрабатывает индивидуальную образовательную программу с учетом возможностей и особых образовательных потребностей каждого конкретного ребенка.
24.04.2014 16:20:56 Почему эксперимент начали с нач. школы, а не с ДОУ? Качественная диагностика и раннее обучение принесло бы гораздо больше плодов.

 Ответ:
 

Заказчиком разработки ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ является Минобрнауки РФ. В соответствии с техническим заданием разработка ФГОС дошкольного образования не предусматривалась.
24.04.2014 16:30:35 Как планируется переход на ФГОС: все нач. классы, обучающиеся в школе, или только вновь поступающие; можно ли перевести 1-2 классы?
В ФГОС (слабослышащие) предлагается учиться в нач. школе 4-5 лет, и 6 лет с учетом подг. класса. В базисных уч. планах -2002г. есть вариант 3, где 6(7)лет обучения. В этом году один из классов школы закончил 1 класс по этому варианту, можем ли мы перейти на новые ФГОС и пересмотреть сроки обучения для данного класса?

 Ответ:
 

После утверждения Стандартов переход на них будет осуществляться постепенно.
24.04.2014 16:33:33 Будут ли в примерных образовательных программах для СКОУ, как в ОО, указаны требования к результатам: чему ребенок «может научиться» и «научится» (минимум и максимум знаний)

 Ответ:

В программах учебных предметов предусматривается дифференциация требования к планируемым результатам.
27.04.2014 17:38:58 Насколько разрабатываемый ФГОС будет обеспечен полноценными УМК, дабы не попали школы «между молотом и наковальней», т.е. ФГОС будет, а обеспечения — нет, что на руку Рособрнадзору в части применения штрафных санкций

 Ответ:
 

В настоящее время разработка полных УМК не предусматривается.
26.04.2014 20:02:33 Доброго дня, уважаемые коллеги! В МОиН пояснили, что ФГОС для детей с ОВЗ ориентирован на ФГОС НОО. Однако, при чтении разработанных проектов «не складывается» картинка: предлагаемый вариант противоречит в отдельных частях ФГОС НОО. Объясните, для чего сделана «солянка» из стандарта и отдельными позициями программы коррекционной работы? Возможно лучше будет развести ФГОС и программу коррекционной работы, а именно те особенности, которые характеризуют каждую группу детей. На мой взгляд как практика и заведующего кафедрой, все особенности нужно перенести в программу коррекционной работы (прописать ее спецификацию). В самом ФГОС четко определить структуры адаптированной образовательной программы, рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса и ряда других позиций.
Первоначально было обозначено ВСЕГО 23 ОУ, УЧАСТВУЮЩИХ В АПРОБАЦИИ — к сожалению, выборка не может быть репрезентативной.
С уважением, Виктор

 Ответ:
 

Уважаемый Виктор.Программа коррекционной работы является неотъемлемой частью Стандартов для каждой категории и группы обучающихся с ОВЗ. В Адаптированной основной образовательной программе предусматривается раскрытие содержания всех реализуемых программ, в том числе и программы коррекционной работы, с учетом особенностей каждой нозологической группы обучающихся, которые, в свою очередь, будут представлены в пояснительной записке.

 

Вопрос 1. В овладении «жизненными компетенциями» большая роль отведена развитию коммуникативных навыков, адекватных представлений о собственных правах и возможностях, социально-бытовых умений в повседневной жизни. Не представлено целое направление трудового воспитания, подразумевающее дальнейшее профессиональное становление детей с ЗПР. Будет ли оно добавлено в Стандарт?

Ответ:

Включение в Стандарт направлений коррекционной работы обусловлено тем, что формирование жизненных компетенций должно способствовать развитию навыков коммуникации, сотрудничества, управления собственной деятельностью, формированию адекватной самооценки, усвоению морально-этических норм обучающимися с ЗПР. Задачи трудового воспитания на уровне начального общего образования решаются в рамках учебного предмета «Технология (труд)».

 

Вопрос 2.

Какими нормативными документами руководствоваться при составлении учебного плана для детей с ЗПР на 2014-2015 учебный год? Если Законом РФ «Об образовании в РФ» №273, приказом Минобранауки от 30.08.2013 №1015, то в 1 классе при пятидневной неделе ни одного часа нет для реализации коррекционно-развивающего блока. И еще вопрос: Можно ли заменить 3 часа физкультуры на 2 часа физкультуры и 1 час ритмики? Спасибо.

Ответ

Деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ЗПР, по-прежнему регламентируется Законом РФ «Об образовании в РФ» №273 и приказом Минобранауки от 30.08.2013 №1015.

Действительно, в 1-м классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, отсутствует. В разрабатываемой примерной адаптированной основной образовательной программе начального общего образования детей с задержкой психического развития реализация коррекционно-развивающая работа включена во внеурочную деятельность, часы которой не входят в максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся, но подлежат финансированию. Что касается 3 часов физкультуры, то эти часы входят в обязательную часть учебного плана, а ритмика – в коррекционно-развивающую область, исходя из этого ритмика не может заменить физкультуру. Но в обязательную часть вместо физической культуры может быть включена адаптивная физкультура.

 

Вопрос 3

Уважаемые коллеги, на наш взгляд, дискуссионным является соотношение понятий «адаптированная образовательная программа» и «программа коррекционной работы», которая обязательна для разработки в соответствии с ФГОС общего образования. Не являются ли данные понятия синонимами, учитывая тот факт, что по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, которые получают цензовое образование, адаптируются методы, приемы обучения, проводятся коррекционные занятия — а это собственно суть программы коррекционной работы. Планируемые результаты образования, содержание образования является сопоставимыми с цензовым образованием.

Ответ

Согласно Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Т.е. программа коррекционной работы является составной частью образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и потребностей.

 

Вопрос 4

Уважаемые коллеги! На мероприятии 22 апреля несколько возмутило выступление Ю.Г. Елизаровой.
Просим Вас при разработке проекта ФГОС начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития не допустить исполнения тех пожеланий, которые прозвучали в данном докладе, а именно:
1. Исключить предметную область «Основы светской этики и религиозных культур». Данный предмет вполне успешно реализуется в образовательных учреждениях для детей с ЗПР.
2. Перевести изучение информатики и иностранного языка в режим факультативных занятий. Это существенно ограничит право детей с задержкой психического развития на получение качественного образования и возможность беспрепятственного перехода из спецшкол на обучение в общеобразовательные учреждения.

Ответ

Исключение из учебного плана предметной области «Основы светской этики и религиозных культур» не планируется. Изучение иностранного языка планируется с 3 класса. Образовательная организация самостоятельно может ввести предмет «Информатика» в учебный план в рамках тех часов, которые отводятся на  часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса.