Обсуждение проектов ФГОС (ноябрь-декабрь 2014 года)

ТАБЛИЦА УЧЕТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Предложения Ответ разработчиков  проекта ФГОС
Стр. 2. “Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникающие при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО).”Хотелось бы увидеть четкое определение понятия АООП, так как в части 28 ст.2 ФЗ-273 присутствует лишь понятие АОП. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме этого хотелось бы получить пояснение: — подлежит ли АООП  государственной аккредитации, так как в ст.92 ФЗ-273 такая программа не упоминается среди основных. Эти два вопроса порождают много споров и различных интерпретаций.

 

Предложение принимается.Следующие положения ФЗ-273ч.2 ст. 12:  В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы;

ч.2 ст.79 ФЗ-273: Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».

(ч.1 ст.79 ФЗ-273: Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой …. ),

позволяют констатировать, что ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ формулирует требования:

— к программе общего образования, т. е. — это основная образовательная программа, а не дополнительная образовательная программа;

— к программе образования обучающихся с ОВЗ, т. е. — это адаптированная основная общеобразовательная программа НОО.

Это позволяет предложить следующее определение АООП:

Адаптированная основная общеобразовательная программа — это  образовательная программа общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанная на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся.

В ч.1 ст.92 ФЗ-273 говорится: «Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, …».

В ч.6 ст.92 ФЗ-273 говорится: «При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации ….»

Образовательная деятельность по АООП подлежит аккредитации, т. к.

— АООП это основная образовательная программа, разработанная в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ,

— АООП НОО обучающихся с ОВЗ — это  программа начального общего образования.

Стр. 5. “I.7. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования, в качестве основного средства достижения цели образования; …”  

Части 1-3 ст.2 ФЗ-273 гласит, что основными средствами достижения цели образования кроме обучения, является еще и воспитание, которое стоит даже на первом месте.

Предложение принимается — внесены корректировки в текст:«признание обучения и воспитания как единого процесса организации  познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и  эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования; …» 
Стр. 6. «I.8. Стандарт является основой для:осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности …”    В соответствии со ст.91 и 92 ФЗ-273 лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности не осуществляется на основании ФГОС. Предложение принимается.
Стр. 11.  “Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП НОО и включает:”Дополнить словами: “кадровое обеспечение,”. Обеспечение штатными единицами и квалифицированными специалистами образования детей с РАС – залог успешного обучения и имеет колоссальное значение для этой категории детей.  В этой части проекта стандарта считаем нецелесообразным предлагаемое дополнение, так как:1) на него есть указание в части II.9.11. проекта ФГОС (с.18), в части «III.4. Требования к кадровым условиям» они формулируются в общем виде в отношении всех категорий обучающихся с ОВЗ, а в приложениях конкретизируются применительно к каждой  категории обучающихся с ОВЗ;2) кадровое обеспечение реализации АООП является важным условием высокого качества и эффективности образования всех категорий детей, что подтверждает подробность раскрытия в тексте проекта ФГОС кадровых условий.
Стр. 11.  “II.9. 1. Пояснительная записка должна раскрывать:4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;”Дополнить словами: “а для детей с РАС еще и характеристику сенсорно-перцептивных особенностей”, так как указанные особенности являются первоосновой в нарушениях, приводящих к изменениям в коммуникации и социальном взаимодействии, сопровождающиеся стереотипией.

Стр. 16. “ …образовательных потребностей индивидуальных возможностей обучающихся…”

Дополнить словами: “а для детей с РАС и с учетом сесорно-перцептивных нарушений”.

 

Предлагаемые дополнения в общей части проекта ФГОС являются, на наш взгляд, избыточными, поскольку1) противопоставляют детей с РАС другим группам обучающихся с ОВЗ, также имеющим собственные особые образовательные потребности, которые в общей части не прописываются;2) необходимость коррекции сенсорно-перцептивных нарушений обучающихся с РАС неоднократно подчеркивается в тексте Приложения 8  ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;

3) психолого-педагогическая характеристика каждой категории обучающихся с ОВЗ прописывается в АООП. Именно в ней должны   отражаться специфические особенности развития. Примеры такой характеристики представлены в разработанных проектах АООП.

Стр. 19.  “II.12.1. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. Устанавливается следующая продолжительность учебного года: первые классы – 33 учебных недели; II – IV (V, VI) классы – 34 учебных недели. “Дополнить словами: “Обучающимся могут быть предоставлены дополнительные каникулы  в учебном году в суммарном размере до 20 календарных дней, по заявлению родителей, для прохождения реабилитационных мероприятий. Изменена редакция п. II.12.1.:II.12.1. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующим СанПиНом.

 

 Стр. 23. III.4. Требования к кадровым условиям”Дополнить пунктом: “ III.4.4. Порядок расчета нормативов кадрового обеспечения реализации АООП в расчете на одного обучающегося, а также самих нормативов, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Не принимается, так как данная информация содержится в п. III.5.2.
Стр. 27-30.  “IV.2. Личностные результаты освоения АООП НОО  должны отражать:… и IV.3. Метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:…” Изложить в следующей редакции: “ Личностные результаты освоения АООП НОО должны стремиться отражать: …”, и, особенно, “Метапредметные результаты освоения АООП НОО должны стремиться отражать:”, так как не все, безусловно правильные и необходимые, умения смогут овладеть  некоторые дети с РАС в силу своих особенностей. Не считаем возможным включать в Стандарт формулировку «стремиться отражать».
Стр. 239. “В рамках варианта 8.1 (А). … Этот вариант АООП адресован обучающимся с РАС, достигшим к моменту поступления в школу уровня интеллектуального развития, близкого возрастной норме,…”.До сих пор в мировой практике не существует тестов по определению интеллектуального уровня детей с РАС. Поэтому данный абзац предлагаю изложить в следующей редакции: “Этот вариант АООП адресован обучающимся с РАС, имеющим положительный опыт общения со сверстниками.” Предложение принимается.В текст Приложения 8 внесены соответствующие коррективы.
Стр. 239. “При варианте 8.3 ©… Данный вариант АООП предназначен для детей, у которых расстройства аутистического спектра сочетаются с умственной отсталостью.”По указанной выше причине, предлагаю изложить в следующей редакции: “Данный вариант АООП предназначен для детей, у которых наиболее выраженные расстройства аутистического спектра.” На наш взгляд, редакция: “Данный вариант АООП предназначен для детей, у которых наиболее выраженные расстройства аутистического спектра” не дает четкого представления о той категории детей, которая должна получать образование  в соответствии с вариантом 8.3.
Стр. 239. “Обучающийся с РАС, уровень интеллектуального развития которого не позволяет освоить АООП (вариант 8.3 (С)), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 8.4 (D) АООП.”По той же причине, указанной в п.10, предлагаю изложить в следующей редакции: “Обучающийся с РАС, уровень  развития которого не позволяет освоить АООП (вариант 8.3 (С)), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 8.4 (D) АООП.” Это положение снято. В отношении варианта 8.4. теперь указано, что «При наличии значительных продвижений в освоении СИПР может быть поставлен вопрос о переводе  обучающегося с РАС на обучение  по варианту 8.3.» (см. Приложение 8 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).
Стр.240.  Абзац 3 ниже таблицы. “…и предполагают уточнение и конкретизацию особенностей аффективных, коммуникативных, интеллектуальных, речевых и поведенческих расстройств обучающихся с целью уточнения или определения варианта АООП для дальнейшего их обучения.”После слова “особенностей” добавить: “сенсорно-перцептивных”, поскольку это, в большинстве своем, является первопричиной всех остальных расстройств. Предложение принимается.Внесены соответствующие поправки в текст Приложения 8 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. 
Стр. 240. “Пояснительная записка должна  дополнительно отражать психолого-педагогическую характеристику обучающихся с РАС.”Предлагаю изложить в следующей редакции: “Пояснительная записка должна  дополнительно отражать сенсорно-перцептивную и психолого-педагогическую характеристики обучающихся с РАС.” Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС включает и описание особенностей их сенсорно-перцептивной сферы.
Стр. 241. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с РАС с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).”После слова “особенностей” добавить “сенсорно-перцептивного и”. Особенности психофизического развития обучающихся с РАС включают и специфику  сенсорно-перцептивной сферы этой категории детей.
Стр.241. “СИОП”.В ФЗ-273 ст.2, прописано понятие АОП. В чем принципиальная разница между АОП и СИОП? Введение дублирующих понятий, кроме тщеславия разработчика, ведет к путанице, затрудняющей обмен информацией между специалистами. В настоящее время СИОП заменена на специальную индивидуальную программу развития (СИПР). Если АОП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Стр. 240-241.  “Коррекционно-развивающая область обеспечивает удовлетворение основных особых образовательных потребностей детей с РАС и включает специальную коррекционную работу по: развитию адекватного учебного поведения и социально-бытовых навыков ребенка; по развитию аффективной сферы и преодолению трудностей во взаимодействии с окружающими; развитию средств вербальной и невербальной коммуникации; осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления; развитию внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей; развитие избирательных способностей обучающихся.”Хочу поблагодарить разработчиков за выражение: “упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления”. Считаю это очень важным. Надеюсь увидеть это выражение и в окончательном варианте СФГОС. Разработчики солидарны с рецензентом.
Стр. 242. Ознакомившись с задачами в прдметных областях “Филология” и “Язык и речевая практика” приходишь к выводу, что дети с РАС невербальные, либо слабо владеющие речью могут обучаться лишь по программе 8.4, что является нарушением Конвенции о правах инвалидов. Достаточное количество невербальных детей с РАС, которые уверенно осваивают общеобразовательную программу, могут лишиться шанса в будущем освоить достойную профессию, не предполагающую вербального общения.Предлагаю дополнить Программы 8.1, 8.2, 8.3  — “используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.  Использование альтернативных средств коммуникации в процессе общения. Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.).” Описание средств освоения обучающимися предметной области не является  предметом стандартизации.Вместе с тем, вариант 8.2. предполагает «Овладение способностью пользоваться письменной и устной речью для решения задач, связанных с реализацией социально – бытовых, общих и особых образовательных потребностей».Вариант 8.3. – «Развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения,  используя доступные вербальные и невербальные средства» (см. Приложение 8 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).

 

Стр. 244. Программа 8.2. Математика.“Овладение основами… пространственного воображения… прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов…”Некоторые дети, обучаясь по любой программе, не смогут овладеть указанными основами пожизненно из-за их особенностей.Предлагаю данные задачи указать как стремление к освоению. Стремление к освоению также не может быть предметом стандартизации.
Стр. 244-245. Предметные области “Обществознание и естествознание (окружающий мир)”, “Естествознание”, “Окружающий мир”.Ввиду специфики нарушений, задачи поставленные для детей с РАС в данном возрасте, в указанных предметах, представляют наибольшую сложность в освоении, и могут быть как выполнимыми, так и невыполнимыми, либо иногда, либо частично выполнимыми.Предлагаю все задачи этих предметов указать как стремление к освоению. Стремление к освоению также не может быть предметом стандартизации. 
Стр. 246. Искусство.Предлагаю во всех вариантах программ дополнить словами: “учитывая сенсорно-перцептивные особенности”. Стандарт в целом предполагает учет как особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, так и их индивидуальных возможностей, в том числе и при усвоении данной предметной области.
Стр. 247. Физическая культура. 8.4. «Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм и др.»Спортивные игры, особенно для детей, осваивающих вариант 8.4, могут быть недоступны.Предлагаю исключить данную задачу из текста, либо добавить: «индивидуальные». Предложение принимается.
Стр. 248. Коррекционная область.Большой эффект в развитии ребенка привнесли бы сенсорные терапии и лечебный массаж. Набольшая значимость этого для детей, осваивающих программу 8.4, но и для остальных детей это также необходимо. Все зависит от решимости государства увеличить субсидирование на развитие детей с РАС. Коррекционный курс «Сенсорное развитие», который включен в Коррекционно-развивающую область варианта 8.4., предполагает «…обогащение чувственного опыта обучающихся через постепенное расширение спектра воспринимаемых  сенсорных, тактильных стимулов».
Стр. 251. «К таким условиям относятся: организация диагностического и пропедевтического периодов с целью уточнения актуальных и потенциальных возможностей обучающихся, разработки индивидуальной программы коррекционной работы и формирования основ учебного поведения, продолжительность которых регулируется рекомендациями ПМПК и  может составлять от одного месяца до года…».После слова «уточнения» добавить: «сенсорно-перцептивных особенностей». Предложение принимается.
Стр. 252.  «- создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченность и предсказуемость происходящего».Предлагаю в скобки добавить: «в зависимости от сенсорно-перцептивных проблем, замена неонового света в классной комнате на обычный, создание аудиально переносимого фона, только фронтальное плавное приближение к учащемуся и т.п.». Предложение принимается.
Стр.253.  «Количество штатных единиц специалистов определяется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.»Предлагаю добавить следующий текст: «и нормативными актами субъектов Российской Федерации». Предложение принимается.
Стр.255.  «При организации учебного места учитываются возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребенка, его  поведения, моторики, восприятия, внимания, памяти. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме  учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени».Предлагаю после слова «особенности» добавить «сенсорно-перцептивной». Предложение принимается.